

История праздника
Железные дороги появились в России в конце XVIII в. на крупных стройках и промышленных предприятиях. В ту пору их называли «чугунный колесопровод». При этом для обеспечения движения использовались лошадиная или человеческая тягловая сила. В 1834 г. на Нижнетагильском металлургическом заводе была открыта железная дорога, где применили первые русские паровозы, построенные отцом и сыном Черепановыми.
Вопросом строительства полноценных железных дорог, по которым можно было перевозить как различные грузы, так и пассажиров, правительство озадачилось в начале XIX в. Обсуждение этой идеи проходило достаточно сложно, поскольку отношение к такому нововведению было неоднозначным.
Лишь в 1835 г. был обнародован указ о строительстве первой в России Царскосельской железной дороги, соединившей столицу с императорской резиденцией. Сооружение дороги завершилось в 1837 г. Тогда же было открыто движение по новой, доселе невиданной магистрали. Так было положено начало строительству сети железных дорог в России.
Традиция отмечать особым образом достижения работников железнодорожной отрасли восходит к 1895 г., когда в ознаменование 100-летия со дня рождения императора Николая I состоялся целый ряд торжественных мероприятий, в том числе и чествование тружеников железных дорог. Причина в том, что именно благодаря прозорливости и настойчивости этого государя в России началось строительство не только Царскосельской дороги, но и первой большой магистрали, связавшей две столицы и, как следствие, развитие железнодорожного транспорта и отрасли в целом.
Уже к концу XIX столетия протяжённость сети железных дорог в стране превышала 30 тыс. километров!
Приказом № 68 от 28 июня (9 июля) 1896 г. министра путей сообщения князя М.И. Хилкова устанавливалось «по высочайшему повелению» ежегодное празднование 25 июня, в день рождения государя Николая I, всеми железнодорожными учреждениями России. Именно эта дата положена в основу учреждения всероссийского дня железнодорожников.
Праздник был отмечен широко и торжественно, причём не только в Санкт-Петербурге на Фонтанке 117, где располагалось Министерство путей сообщения, но и на всех крупных станциях и вокзалах страны. Это празднование стало признанием исключительных заслуг железнодорожников перед Отечеством. В столице торжества завершились роскошным званым обедом на вокзале Павловска Царскосельской железной дороги, где звучали многочисленные здравицы в честь работников железнодорожного транспорта. Там же директором канцелярии министра тайным советником И.С. Ермоловым была произнесена замечательная фраза: «Наш праздник – это торжество труда!».
Традиция празднования Дня железнодорожника, сохранялась в России до 1918 г., после чего была упразднена вместе с другими дореволюционными памятными датами.
Возродился праздник лишь в 1936 г. В ту пору в связи с индустриализацией страны, значение железнодорожного транспорта ещё более возросло. Было принято решение установить 30 июля Всесоюзный день железнодорожного транспорта Советского Союза. Именно в этот день железнодорожники встречались с руководителями партии и правительства.
Позже, в июле 1940 г., празднование было перенесено на первый выходной день (воскресенье) августа-месяца. С той поры первое воскресенье августа и стало для железнодорожников страны праздничным днём.
В предвоенные годы День железнодорожника был всенародным праздником и потому отмечался широко и масштабно, особенно в столице. Главные мероприятия проходили в столичных парках Сокольники и имени Горького. Выставки знакомили публику с достижениями железнодорожников и работой транспорта, праздничный митинг транслировался на всю страну. В парках звучали песни и музыка, выступали известные артисты, состязались спортсмены. С таким размахом не отмечался ни один профессиональный праздник в стране!
Значение железнодорожного транспорта ещё более возросло в годы Великой Отечественной войны. Невозможно переоценить вклад железнодорожников в Победу. В неимоверно трудных условиях осуществлялась в первые месяцы войны эвакуация заводов, фабрик, госучреждений и гражданских лиц. На фронт бесперебойно отправлялись войска, военная техника, боеприпасы, топливо и продовольствие. Строились новые железнодорожные ветки и ремонтировались старые и пришедшие в негодность. Во многом благодаря бесперебойной и эффективной работе железных дорог страна смогла не только успешно воевать, но и жить.
После войны при активном участии железнодорожников проводилось восстановление страны, сумевшей в короткие сроки не только возродить, но и преумножить свои экономические достижения.
По сей день значение железнодорожного транспорта остаётся для России исключительно важным.